Следите за нами в социальных сетях:

Владимир Некляев написал роман о Минске

Среди героев «Аўтамата з газіроўкай з сіропам і без» Короткевич, Бородулин, Вертинский, Освальд и Хрущев.

Стало уже привычным, что поэт Владимир Некляев в последнее время пишет преимущественно прозу. Особенно плодотворными в этом смысле были «эмиграционные» годы, когда Некляевым были написаны многие рассказы, повести и роман «Лабух», вызвавший неоднозначную реакцию: кто-то сравнивал автора с Фолкнером, а кто-то усмотрел в «Лабухе» порнографию. И вот новый роман поэта Некляева - «Аўтамат з газіроўкай з сіропам і без», о Минске 1960-х и 2010-х годов. Полумелодрама, полудетектив.

Этот роман, по собственному признанию Некляева, - признательность Минску и всем тем, кто вместе с Минском вошел в его жизнь. Книга, вышедшая в издательстве «Паперус», во многом автобиографичная - о формировании идеалов некляевского поколения во времена хрущевской оттепели. В основе сюжета двухмерная хронологичность - реальные события 1960-х и 2010-х годов: стиляги, слушавшие Окуджаву, увлекавшиеся радиолюбительством и преследовавшиеся «бригадмилами»; сфабрикованное КГБ дело «антисоветской группировки» Кима Хадеева - философа и едва не единственного белорусского диссидента, еще при жизни Сталина назвавшего генералисимуса «кровожадным зверем» и дважды сидевшего за свои убеждения; приезд в Минск первого секретаря ЦК КПСС Никиты Хрущева; наконец, президентские выборы 2010 г., в результате которых Некляев (он же, по сути, главный герой романа) оказался за решеткой в печально известной «американке», и таким образом события 1960-х годов нашли неожиданное продолжение почти через полвека (и, кстати сказать, позволили автору завершить роман, работа над которым была начата в 2008 - 2009 годах, но остановилась, поскольку Некляев не мог придумать, за что ему посадить главного героя, т. е., по сути, опять же себя). Причем рядом с вымышленными персонажами в романе действуют реальные исторические личности, названные и нет: Ли Харви Освальд (между прочим, Некляев аргументировано представляет свою версию убийства президента США Джона Кеннеди), писатель Владимир Короткевич (у которого, оказывается, глаза были разного цвета: правый - серо-зеленый, левый - светло-коричневый), поэты Рыгор Бородулин (в 1962 году студент-филфаковец, читает на ступеньках Театра юного зрителя антисоветское стихотворение, после чего убегает от гэбиста) и Анатоль Вертинский (прочитав роман за одну ночь, Анатоль Ильич сказал автору, что сбылась мечта Алеся Адамовича - Некляев написал «звышлітаратуру»). И, конечно, одно из действующих «лиц» - Минск, на улочках и в декорациях которого и развивается полудетективный сюжет.

Владимир Некляев написал роман о Минске

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Книга состоит из трех частей: самого художественного текста, раздела документов (доклад Хрущева на ХХ съезде КПСС о культе личности Сталина, доклад президиума ЦК КПСС - теперь уже о культе личности Хрущева и др.) и послесловия Виктора Леденева - друга молодости Некляева и также одного из героев романа. Таким образом, словно умышленно, подчеркивается явная документальность книги. Хотя сам Некляев, приложивший немало усилий, чтобы придать ей эту документальность, категорически утверждает, что «Аўтамат з газіроўкай з сіропам і без» - произведение исключительно художественное. И добавляет: «И нечего искать: так - не так, было - не было. Могло совсем не быть ничего, а могло быть не только то, о чем написано». И хотя история, как известно, не терпит сослагательного наклонения, но коль речь идет о романе - а тем более о романе Владимира Некляева, - то тут уже возможно все.

Сергей ШАПРАН, kp.by

« На предыдущую страницу
Разработка сайта: Студия Александра Лавриновича