Следите за нами в социальных сетях:

«Батальонъ»: как снимали кино о войне с женским лицом

20 февраля в Беларуси в широкий прокат выходит фильм «Батальонъ», посвящённый Первой мировой войне. В основе картины — реальная история 17-го женского батальона под командованием поручика Марии Бочкарёвой.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

На съемках фильма представительницам слабого пола мужества было не занимать. Стоит только вспомнить о том, что Мария Аронова и Мария Кожевникова без лишних раздумий постриглись наголо. Девушки учились стрелять, а дрались так, что лишь треск стоял.

Картина повествует о жизни в одном из женских баталь­онов смерти времен Первой мировой войны. Его сформировали в 1917 году, и сражались девушки весьма отчаянно. 

Кастинг был сложным. Режиссер Дмитрий Месхиев и продюсеры долго искали актеров с внешностью, соответствующей началу прошлого века.

— Без проб я утвердил Марию Аронову (командир батальона Мария Бочкарева), Машу Кожевникову (графиня Татищева) и Марата Башарова (Керенский), — рассказал генеральный продюсер Игорь Угольников. — Маша Аронова — моя близкая подруга. Она, будучи студенткой третьего курса, начинала у меня в программе «Оба-на!» вместе с Нонной Гришаевой. Эта роль для нее совершенно точно поворотная в карьере. 

На съемки сцены, во время которой женщин-военных стригли наголо (в годы войны к этому обязывала гигиена), Мария Кожевникова попала практически сразу после свадьбы. 

— Прежде чем решиться на такое перевоплощение, я посоветовалась с мужем, — вспоминает Кожевникова. — Женя меня поддержал: «Если для тебя это важно, то, конечно, стригись!» А когда я вернулась домой, неожиданно сказал, что с такой прической я ему нравлюсь еще больше! Мне и самой было на удивление комфортно. Короткие стрижки в принципе экономят массу времени! (Смеется.) Сейчас мои волосы, кстати, стали гуще прежнего.

Чтобы поддержать актрис, головы обрили и некоторые члены съемочной группы, включая режиссера Дмитрия Месхиева.

Девушек стригли прямо в кадре. Причем не электробритвами, а аутентичными немецкими машинками начала прошлого века, но зато с современными лезвиями. 

Съемки «Батальона» продолжались девять месяцев. Эпизоды довоенной жизни снимали в Петербурге. Работа над батальными сценами с настоящими траншеями и окопами велась недалеко от Пушкинских гор, в Псковской области. Возведением и оформлением декораций занималась команда из двухсот специалистов. 

— Немцы строили себе в основном бетонные окопы, с собственным водопроводом, а изнутри оклеивали обоями, — говорит Дмитрий Месхиев. — Есть архивные фотографии, на которых видно, что тропинки в прилегающем к лагерю лесу они украшали указателями с именами Ницше, Шиллера, Гете. Наши окопы, конечно, сильно отличались от немецких.

Актрисы, игравшие бойцов женского батальона, учились стрелять и маршировать недалеко от Кронштадта, на побережье Финского залива. Дамы с ружьями в руках ежедневно преодолевали полосу препятствий, по-пластунски проползали под натянутой над головой колючей проволокой. 

Увидит зритель в кадре и женские драки.

— Обычно такие эпизоды в кино снимают условно, тебя никто не бьет по-настоящему! — рассказывает Мария Кожевникова. — Но у Дмитрия Дмитриевича другой подход. Если он не слышал хлопка от пощечины, сцена не засчитывалась. В один из дней мы дубль за дублем снимали драку с моим участием, в результате к вечеру у меня так раздуло щеку, что казалось, будто это флюс. Мне еще повезло — другим девочкам больше досталось! Кто-то нос сломал, а кому-то зуб выбили! Зато мы все отработали честно.

По словам Месхиева, после съемок у него изменилось отношение к женщинам. Ведь никто из актрис ни разу не пожаловался на условия работы или полученные синяки. 

— На съемках «Батальона» я хотя бы приблизительно смогла представить, что такое война, — делится впечатлениями Мария Аронова. — Так вот, это сплошное месиво: комьями летит грязь, что-то взрывается, свистят пули, в воздухе стойкий запах дыма. Ты ничего не соображаешь и не видишь. Очень страшно!

Боевые действия снимали уже в ноябре, актеры проводили на холоде по 10-12 часов в день. В сцене под обстрелом нужно было упасть и лежать в грязи. В другом эпизоде женский батальон стоял по стойке смирно напротив Главного штаба, и девушек щедро поливали из специальной установки — по сценарию лил дождь. 

Но были и те, кто по уважительной причине сошел с дистанции. Уже начав сниматься, актриса Екатерина Вилкова узнала, что ждет ребенка, и решила не рисковать. Но когда в разгар съемок о своей беременности сообщила Мария Кожевникова, Игорь Угольников принял решение отложить съемки и дождаться возвращения актрисы.

— Я благодарна Игорю за то, что он не убрал мой персонаж из фильма, — говорит Кожевникова. — Изначально в сценарии у моей героини была другая история: она должна была разделить трагическую судьбу ­девушек своего батальона. Но, узнав, что я в положении, Угольников внес коррективы и сохранил жизнь персонажу. Этот фильм очень важен для меня: Первую мировую прошел мой дедушка Валентин Николаевич Трофимов. Так сложилось, что о событиях той вой­ны мы в силу разных причин мало знаем.

За время работы над проектом стал отцом и исполнитель одной из главных мужских ролей — Николай Аузин. Его режиссер «выписал» из Тюмени. По мнению Месхиева, актера ждет большое будущее в кино.

Другие участники мужского состава фильма — Евгений Дятлов, Артур Ваха, Владимир Зайцев — тоже не подкачали. 

Зоя ИГУМНОВА, tele.ru

« На предыдущую страницу
Разработка сайта: Студия Александра Лавриновича